Баски – один из самых загадочных народов Европы, поэтому неудивительно, что на протяжении многих веков существовало множество стереотипов. Одни появлялись, другие исчезали, некоторые видоизменялись. Кстати, загадочность - тоже один из них. Примером этому может служить высказывание английского этнографа и дипломата Родни Галлопа: «Загадочность окутывающая происхождение и историю баскского народа, сложность его грубого языка и сдержанность в контактах с внешним миром (благодаря которой они выжили как народ) придаёт им налёт отстранённости и романтичности».
Эта пропитанная тайнами земля, на которую вновь обратили внимание в эпоху Романтизма, была настоящей головоломкой, наполненной скрытыми доисторическими смыслами. Всё это оставило след на описании внешности басков, которых изображали как народ, обладающий особыми физическими и физигномическими чертами: с особенностями строения черепа, характерными чертами лица, распостранённостью определённой группы крови. К тому же, баскский язык - изолят (у него нет родственников среди других языков), поэтому загадка его происхождения породила целую череду всевозможных теорий и предположений. Всё это привело к тому, что некоторые учёные объявили басков самым древним народом Европы.
Галлоп продолжает: «На берегу Бискайского залива, где Пиренеи спускаются к морю, находится улыбающаяся земля, чьё разнообразное очарование соткано из изрезанного побережья, покатых холмов, покрытых золотистым утёсником и дубовыми или каштановыми лесами; ручьёв с форелью и кукурузных полей, тенистых дорог, пропитанных солнцем виноградников и яблоневых садов. С незапамятных времён на этих землях жил загадочный народ, который мы называем басками, а он себя называет Эускальдунак, а свою землю – Эускаль Эрриа или Эускади – именем, которое, возможно, происходит от баскского слова «солнце». На земле мало народов, о происхождении которых было бы так мало известно, и которые бы так очаровывали этнологов и филологов всех национальностей: «Самая сложная проблема истории,- пишет Жульян Камиль без тени преувеличения, – это происхождение басков».
Отрицательный образ басков на протяжении всей истории включает басконов, которых описывали как свирепых язычников (4 век нашей эры); ещё одно свидетельство восходит к 1120 году и характеризует басков как народ, говорящий на странном языке, настоящих дикарей, кровожадных и жестоких. В 17 веке инквизитор Пьер Ланкр описал басков как людей, склонных к колдовству, из-за чрезмерного употребления сидра. В 16 и 17 веках в них видели жестоких пиратов и корсаров. Во второй половине 20 века за басками закрепилась дурная слава террористов, от которой они до сих пор не до конца не избавились.
С другой стороны, положительный образ басков связан в первую очередь с их жизнерадостностью. Античный историк и географ Страбон пишет, что в полнолуние баски танцевали и пировали рядом со своими жилищами, восхваляя безымянную богиню. В 1528 году итальянский дипломат Андреа Наваджеро записал: «Эти люди всегда смеются, шутят и танцуют, как мужчины так и женщины». В эпоху Романтизма Вильгельм фон Гумбольдт видел баска благородным варваром. В 19 веке баски становятся героями литературных произведений, таких как «Рамунчо» Пьера Лоти или «Миренчу» Пьера Ланда.
Причины считать басков особенными в первую очередь базируются на археологических находках. Раскопки в разных частях Страны Басков свидетельствуют о том, что современное баскское население проживало в Западных Пиренеях по крайней мере в течение последних пяти тысячелетий. Выдвигались даже версии о том, что баски являются прямыми потомками тех, кто сделал наскальные рисунки в пещерах Леско (юг Франции) и Альтамира (север Испании), то есть занимают эти земли уже как минимум 15 тысяч лет. Некоторые исследователи даже предполагали, что баски произошли от кроманьонцев.
В 2015 году шведские генетики во главе с Маттиасом Якобссоном опровергли гипотезу, что баски являются потомками древних охотников-собирателей, вытесненных в горы Северной Испании пришедшими с Ближнего Востока земледельцами. Согласно исследованиям, современные баски оказались генетически ближе к земледельцам. А вот генетические особенности и уникальность языка, судя по всему, сформировались позже. Хотя, с языком до сих пор ничего не прояснилось. Где только не искали ему родственников: на Кавказе, в Африке, Америке и даже в Японии. В последнее время многие специалисты склоняются к тому, что эускеризация (распостранение баскского языка) на территории современной Страны Басков (Алава, Бискайя, Гипускоа) произошла не ранее 5-6 веков нашей эры. Согласно одной из современных версий, эускера распостранилась с верховьев реки Гарона (Аквитания) во Французских Пиренеях. Так что, как видите, всё здесь очень запутанно и спорно. Зато историки, антропологи и лингвисты без работы не останутся, уж точно.
Kommentarer