«Европа родилась из паломничества, а её родной язык – христианство.»
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Путь святого Иакова - самый популярный паломнический путь в Европе. Его возникновение окутано плотной пеленой легенд и мифов. Бесчисленные споры о том, бывал ли апостол в Испании и его ли останки покоятся в Сантьяго-де-Компостела не утихают до наших дней. Но бесспорным остаётся тот факт, что каждый год древний паломнический путь привлекает всё больше и больше людей.
История, а если хотите, легенда, начинается с предполагаемого миссионерства святого Иакова в Испании. Например, Исидор Севильский утверждал, что сын Заведеев проповедовал на территории современной Испании. Об этом говорится и в других христианских источниках. Позже Иаков вернулся в Палестину, где в 44 году н.э. был обезглавлен по приказу царя Ирода Агрипы, став первым апостолом, принявшим мученичество.
По одной из версий, ученики Иакова переправили его останки в Испанию, в Галисию. В тех краях правила жестокая и деспотичная королева по имени Лупа. Для перевозки останков апостола была выделена повозка, запряженная двумя дикими быками. Ученикам Иакова ничего не оставалось как приручить этих зверюг. И именно животные указали место будущего погребения праха святого – они просто остановились как вкопанные и наотрез отказались продолжать путь. По-видимому, местная правительница была не только жестокой, но ещё и впечатлительной – незамедлительно приняла христианство и построила храм.
Восемь столетий спустя, то ли в 830, то ли в 814 году коротавший свой век в лесу отшельник Пелайо увидел сияние и таким образом обнаружил саркофаг с останками Апостола Иакова. Место захоронения получило название Компостела: от слова compositum, что значит «захоронение» или от слияния слов stella («звезда»), которая указала своим светом место погребения, и campo («место, поле»).
Слух об обнаружении останков апостола Иакова быстро распостранился по всей Европе и в Галисию потянулись паломники. Несмотря на то, что император Карл Великий не мог знать о том, что мощи Иакова покоятся на северо-западе Испании, так как умер в 814 году, легенда гласит, что ему явился сам апостол и сказал, что Млечный путь укажет ему дорогу к саркофагу. И добавил, что дорогу эту надобно очистить от мавров. Таким образом, Млечный путь в испанском языке называют «Дорогой Иакова».
Вся Европа была опутана сетью паломнических дорог. В Средние века существовало три основных паломнических пути: в Иерусалим, в Рим и Сантьяго-де-Компостела. В Рим мог сходить любой желающий, а вот с Иерусалимом, как понимаете, дела обстояли сложнее – путь не близкий и очень опасный. Поэтому, когда север Испании был освобождён от мавров, паломнический путь к мощам св.Иакова стал стремительно набирать популярность среди желающих совершить паломничество.
Стоит отметить, что стремительный рост популярности Пути Сантьяго не случился сам по себе. Тому очень поспособствовали церковь и власти на местах. Представьте, Реконкиста идёт полным ходом, север Пиренейского полуострова постепенно освобождается, и христианскую власть там надобно закрепить, а церкви сохранить свою независимость от Рима. Одним из прекрасных способов освоения и развития новых территорий был наземный паломнический путь. Так как маршруты следования "за солнцем", с востока на запад, на Пиренейском полуострове существовали с незапамятных времён, а римские дороги были построены на совесть - ничего нового придумывать не надо. Как всегда, нужна была только идея. Вот здесь и пригодился святой Иаков (исп. Сантьяго), очень вовремя превратившийся в символ Реконкисты, так как несколько раз являлся во время решающих битв и воодушевлял христиан на победу над маврами. Воследствии он даже получил прозвище "Мавробоец" и иногда изображался верхом на коне, нещадно разящим басурман.
Первое задокументированное паломничество в Сантьяго-де-Компостела было организовано и совершено в 950-951 гг. епископом Готескальком из Ле-Пюи (Франция). Количество паломников постоянно росло, в 12-13 веках достигая по разным оценкам в пик популярности 250-500 тысяч. По маршруту следования станников множились монастыри, храмы и госпитали, а иногда появлялись и целые города. В 12 веке даже появился первый путеводитель - специальный раздел в Codex Calixtinus с описанием этого паломнического маршрута. Авторство традиционно приписывают французскому монаху Эмерику Пико, хотя современные специалисты склонны считать, что путеводитель писали несколько человек.
Началом постепенного упадка Пути святого Иакова стала эпидения чумы в 14 веке, значительно сократившая население Западной Европы. Спад количества паломников продолжился и в течение всего 15 века. А потом началась Реформация: Лютер, мягко говоря, не приветствовал культ Сантьяго. Касательно вероятности того, что в саркофаге покоится прах апостола, он писал следующее: «... неизвестно, кто там лежит: Иаков, дохлая собака или лошадь». Поэтому неудивительно, что он рекомендует: «Поэтому пусть там и лежит. Пусть идёт, кто хочет, а ты оставайся дома».
Вдобавок ко всему, католическая Испания была напугана Реформацией и к паломникам стали относиться очень подозрительно - боялись, чтоб по Пути Сантьяго в страну не проникло протестанство. Во времена правления Филиппа II был введён ряд строгих ограничений. Таким образом, паломничество стало постепенно сходить на нет, пока почти совсем не прекратилось в 18 веке.
Возрождением пути в 70-80-х годах прошлого века начали заниматься сначала энтузиасты, а потом подключилось и государство: прокладывали маршруты, составляли карты, делали разметку. Кстати, в Пиренеях приключилась забавная история в связи с характерными жёлтыми стрелками, указывающими направление пути. Испанская гражданская гвардия наткнулась в горах на подозрительного священника с банкой жёлтой краски в руках. На вопрос "Что делаешь?" служитель церкви ответил: "Готовлю большое французское вторжение". Гвардейцы - народ серьёзный, да ещё и времена тогда были непростые (баскские террористы бушевали вовсю): приняли шутника под белы рученьки и увезли в участок. Потом, конечно, выяснили, что священник делал разметку для паломников. Известно, что в каждой шутке есть доля шутки: по жёлтым стрелкам Пути святого Иакова впоследствии пойдут десятки тысяч странников и с каждым годом их количество будет только расти. Согласно официальной статистике в 2019 году "компостелу" (документ, подтверждающий совершение паломничества) получили 346976 человек, 59% из которых - иностранцы.
Comentarios